МБОУ "Верхнежиримская СОШ"
Республика Бурятия, Тарбагатайский район, село Верхний Жирим
  • О школе

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Верхнежиримская средняя общеобразовательная школа"

    МБОУ "Верхнежиримская СОШ"

    МБОУ "Верхнежиримская СОШ" находится по адресу: 671123, Республика Бурятия, Тарбагатайский район, село Верхний Жирим, улица Срветская,10, Расположена в двух этажном здании. В шоле имеется спортивный зал, библиотека, столовая, музей, Работает дошкольная группа

    История школы

    Здание первой школы находилось в деревянном доме, сейчас в нем находится отделение связи.

    В1957 году в селе Верхний Жирим открывается восьмилетняя школа в большом
    деревянном здании. Находилась школа в центре села . В ней обучались дети из близлежащих сел Барыкино-Ключи, Хандагатай, Барыкино и Харитоново. Так как детей было много и основное здание школы всех не вмещало, то на территории школы появились дома-классы, а также были построен дом-интернат для проживания детей из сел. Отопление школы было печное.

    Учиться дальше и получить среднее образование ездили получать в село Тарбагатай . В 1967 году на территории села Верхний Жирим началось строительство новой средней школы, но ее строительство затягивалось и кто знает не будь директором школы Терентий Андреевич, сколько бы времени она строилась. Благодаря его настойчивости и большим усилиям в селе была построена кирпичная двухэтажная школа-десятилетка. И лишь в 1971 году в красивом здании была открыта средняя школа. Мучения учеников и родителей закончились. Среднее образование стало возможным получать, не уезжая из дома.

    Директорами школы были:

    Быков Терентий Андреевич работал директором до 1974года;

    Елаев Терентий Баламжеевич —1974-1975г.г.;

    Пашинин Василий Степанович —1976 -1980г.r;

    Трифонова Надежда Сергеевна -1981-1983г.г.; 1985год;

    Асташова Мария Устиновна -1984год;

    Покацкий Сергей Владимирович —1986-1988г.г.;

    Китаева Ирина Павловна -1989год;

    Асташова Мария Устиновна-1990-2017г.г.

    Котляревская Елена Леонтьевна -2017 год и по настоящее время.

    Одним из важнейших слагаемых здорового образа жизни, особенно в школьный период, являются систематические занятия физической культурой и спортом. И поэтому одной из составляющих физического воспитания в школе является внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа. Все больше и больше детей приходят уже с ослабленным здоровьем. Большая умственная нагрузка, загруженность детей школьной программой привело к тому, что детям не хватает движения и они устают. Гиподинамия ухудшает общее физическое состояние. В нашей школе мы выбрали три вида внеклассной работы. Это оздоровительные мероприятия, секции, физкультурно-оздоровительные массовые праздники. С учетом интересов школьников в школе работает две секции: по легкой атлетике для учащихся 3-7классов и баскетбол для учащихся 8-11 классов. Оздоровительная работа в режиме учебного дня включает в себя физкультминутки на уроках, физкультпаузы, подвижные перемены, ежедневные физзарядки перед началом занятий и итогом спортивной и оздоровительной работы являются призовые места не только в районе, но и в республике.

    «Работал в Верхнежиримской школе талантливый художник, фотограф, мастер на все руки, учитель изобразительного искусства и трудового обучения Юрий Михайлович Мельников. Его рисунки, фотографии печатали в газетах, картины демонстрировались на выставках. В район приезжали молодые специалисты, которые вносили много нового, интересного в жизнь села. Так, выпускники 70-х годов с.Верхний Жирим помнят учителя русского языка и литературы Регину Иосифовну Башинову из Литвы. Когда рано утром Регина Иосифовна подходила к школе, степенный старик — дворник прекращал свою работу, брал метлу в одну руку, другой снимал шапку и с поклоном здоровался с молодой учительницей. Она с улыбкой и поклоном отвечала ему: «В этой деревне живет интеллигентный, настоящий человек1». Также в школе работали учитель литературы Владимир Иванович Иванов, учитель английского языка Валентина Семеновна Мокрова (ныне преподает в БГУ), учитель физики Мария Васильевна Гомзякова, учитель биологии и химии Галина Кузьминична Шункова, учитель литературы, влюбленная в поэзию Людмила Лазаревна Ткачева. Под ее руководством работал клуб ИДИС (истинные друзья изящной словесности).

    Длительное время директором школы трудилась отличник народного просвещения, заслуженный учитель Российской Федерации Асташова Мария Устиновна, имея высшую квалификационную категорию, она является победителем конкурса «Директор года — 98». Она всегда реально мыслит и действует в соответствии с требованиями жизни. Мария Устиновна отдала своему любимому делу 40 лет, имеет большой опыт работы по организации воспитательного процесса на морально-эстетических традициях семейских. Именно у Марии Устиновны появилась идея возродить в школе народные обычаи и обряды. Верхнежиримская школа первой в районе стала называться «школой народного календаря». В образовании детей возродилось все то, чего добивались в воспитании подрастающего поколения наши дедушки и бабушки. В 2001 году Мария Устиновна поделилась своим опытом работы на третьей международной научно-практической конференции «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные страны». Школа пользуется большим уважением у всех сельчан, потому что почти 100% учителей в школе местные, верхнежиримские и вносят большой вклад в развитие МОУ «Верхнежиримская средняя общеобразовательная школа».

    Ветераны педагогического труда:

    Китаева Таисия Моисеевна — 1922 года рождения;
    Клементьева Анна Семеновна — 1934 года рождения;
    Рандина Капитолина Савельевна — 1935 года рождения;
    Калинина Наталья Лазаревна — 1937 года рождения;
    Девятова Мария Ивановна — 1938 года рождения;
    Колбина Клара Петровна — 1938 года рождения;
    Асташова Мария Устиновна — 1951 года рождения.

    Школа в 1992 году получила статус республиканской экспериментальной площадки с программой «Школа народного календаря». Школа народного календаря — это «школа в школе», представляющая территориальную общность людей. Основой деятельности школы являлся народный календарь семейских Забайкалья, который складывался на основе наблюдений за изменением в природе. Школа народного календаря в рамках современной воспитательной общины- это школа для всех возрастов учащихся:

    Начальная школа — 1 ступень. Понятие о народном календаре начиналось со
    знакомства учащихся с детским народным календарем, элементами детского быта.

    Неполная средняя школа — 2 ступень. Это и есть, собственно, школа народного календаря. Учащиеся знакомились с основными курсами «Культура и традиции семейских», «Основы религии», «Старославянский язык» «История Бурятии», учащиеся
    включались в деятельность творческих мастерских.

    Средняя школа — 3 ступень. Происходила специализация в сторону деятельности по интересам. Вводились курсы на выбор: «Народная медицина», «Народные приметы», «Художественная литература семейских», «Дочки-матери», «Добрый молодец». Также учащиеся включались в работу творческих мастерских с уклоном на выбор будущей профессии.

    В1998 году наша школа стала Школой года в городе Москва.

    В2006 году школа получила статус федеральной экспериментальной площадки, и в
    этом же году школа защитила проект «Школа здорового будущего» и получила статус
    базового для Жиримского куста. С 2006 года по сегодняшний день ведется диагностика прогнозирования здоровья учащихся совместно с работниками участковой больницы (прослеживается тесная связь с детской мед.сестрой Дорофеевой Оксаной Алексеевной), регулярно в школе проводится витаминизация . Два раза в год проводятся дни Здоровья с выходом на природу, спортивные игры на свежем воздухе, зимние прогулки по лесу, различные спортивные соревнования с привлечением родителей, организация летнего отдыха с целью оздоровления детей, туристические походы ( по достопримечательностям нашего края, соседние села и т.д)

    В2007 году школа — участница конкурса «Лучшие школы России». Благодаря комплексному проекту модернизации образования и тому, что Министерство Образования и Науки республики Бурятия подготовило документы на конкурс регионов, Бурятия вошла в число 21 региона-победителя. И наша школа в числе других одной из первых вошла в этот эксперимент и получила хорошую материальную поддержку. Сегодня в школе 11 кабинетов, есть лингафонный кабинет, кабинет информатики, интерактивные доски, компьютеры, учебное лабораторное оборудование для кабинетов географии, химии и биологии, библиотека, спортзал, музей, спортивная площадка (строительство ее обошлось в 250тысяч рублей). В практику работы школы активно внедряется проектно-исследовательская деятельность, у учеников повышен интерес к исследовательской деятельности, созданию индивидуальных проектов.

    Школа живет в нарастающем ритме и новые условия, которые диктует сама жизнь, инициативно поддерживаются, учителя это понимают и предлагают свои проекты в области образования. Учителя Верхнежиримской школы показывают высокий уровень профессиональной подготовки, участвуя в конкурсах, в разных конференциях, семинарах .

    Начальная школа — 1 ступень. Понятие о народном календаре начиналось со
    знакомства учащихся с детским народным календарем, элементами детского быта.

    Неполная средняя школа — 2ступень. Это и есть, собственно, школа народного
    календаря. Учащиеся знакомились с основными курсами «Культура и традиции
    семейских», «Основы религии», «Старославянский язык» «История Бурятии», учащиеся
    включались в деятельность творческих мастерских.

    Средняя школа — 3 ступень. Происходила специализация в сторону деятельности
    по интересам. Вводились курсы на выбор: «Народная медицина», «Народные приметы», «Художественная литература семейских», «Дочки-матери», «Добрый молодец». Также учащиеся включались в работу творческих мастерских с уклоном на выбор будущей
    профессии. Учащиеся не только изучали свою родословную, но и признавали «Что каждый народ внес и вносит свое в культурную работу человечества».

    В1998 году наша школа стала Школой года в городе Москва.

    В2006 году школа получила статус федеральной экспериментальной площадки, и в
    этом же году школа защитила проект «Школа здорового будущего» и получила статус
    базового для Жиримского куста.

    Целью программы данного проекта является поиск оптимальных средств сокращения и укрепления здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для
    формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни, как к одному из
    главных путей в достижении успеха. Были поставлены следующие задачи:

    -Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и
    целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

    -Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного

    Физического развития и формирования здорового образа жизни.

    -Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора
    школьников в области физической культуры и спорта.

    -Организация системы профилактических работ по предупреждению детского
    травматизма на дорогах.

    -Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

    Прогнозируемый результат: здоровый, физически, психически, нравственно,
    адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

    Работа строится по направлениям:

    Здоровье: секции, мероприятия, встречи с мед.работниками (беседы по табакокурению, наркомании, алкоголизму и т.д.), походы, волонтерское движение,
    мероприятия по ОБЖ,ПДД, родительский лекторий, собрания.

    Районный конкурс «Учитель года»:

    2002год— Борисова Антонида Леонидовна(3 место) - первая квалификационная категория.

    2006год - Дорофеева Елена Анатольевна –первая квалификационная категория.

    (номинация «За сохранение традиций в сельской школе»)
    2010год-Емельянова Елена Николаевна -вторая квалификационная категория. (номинация «За волю к победе»)

    Созданы все необходимые комфортные условия пребывания детей в школе приложение №10 стр. 10). В течение сорока лет школа выпустила 696 выпускников.

    Впервые в истории школы в 2002 году выпускники Рязанов Андрей и Китаева Надежда закончили школу с серебряной медалью, а в 2005 году Эрмиль Ирина —с
    золотой медалью. В 2010 -2011г.г. в школе обучается 163 человека из
    сел: Верхний Жирим, Барыкино-Ключи, Хандагатай и Барыкино. Подвоз учащихся
    ежедневно осуществляется двумя автобусами.

    Школа работает в тесном сотрудничестве с сельским Домом Культуры, сельской
    библиотекой, участковой больницей, сельским поселением. Налажены партнерские
    отношения с реабилитационным центром с. Тарбагатай ( в школе обучается 9 человек ) и
    органами опеки и попечительства Чебуниной Натальей Михайловной, с инспектором
    ПДН (Хорушуновой Александрой Юрьевной).

    В судьбе каждого человека есть своя Школа, которая ведет не только в страну знаний,
    но и учит жизни, является истоком становления всесторонне развитого человека.

    Образование и формы обучения

    Очная форма обучения

    Программа развития

    Программа развития МБОУ "Верхнежиримская СОШ" составлена на 2022-2026 годы.

    В программу развития вошли разделы: сведения об ОУ; документы, послужившие основанием для разработки программы; сведения о разработчиках; цели и задачи; основные направления; период реализации; порядок финансирования; целевые индикаторы и показатели успешности; ожидаемые результаты и контроль реализации.

    Фотографии

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie